Человек
Необходимость или Свобода?
кто я? куда иду? в чем цель?...
Понедельник, 06.05.2024, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Категории Журнала
Все категории
Ваше Творчество [16]
Любимое Творчество [11]
Новости [14]
Статьи [24]

Начало » Статьи » Статьи

О целях и о ценностях.
У одних целью является просто прожить эту самую жизнь, по возможности безбедно, без особых потрясений, избегая при этом всех ситуаций, могущих эти потрясения повлечь. Это именуется «простыми жизненными ценностями», или вернее, ценностями простого человека. Здесь нужно сказать, что эти ценности в принципе свойственны всем представителям рода человеческого – нахождение пищи, утоление жажды, спокойный отдых, нахождение себе «второй половины» для утоления физиологической потребности. Собственно говоря, все эти ценности перешли к нам в наследство от животного мира. Они все сугубо биологичны.
Другое дело, что эти ценности являются как бы основой, базисом любой системы ценностей. На них у человека, как у существа разумного, наделенного способностью мыслить, накладываются ценности более социальные, т.е. сформировавшиеся как продукт отношений человека с другими людьми. Это дружба, любовь, чувство долга по отношению к близким людям – а из него вырастает, по мере усложнения отношений, чувство долга по отношению к товарищам, соратникам в каких-то общественных группах, основанное на следовании общей идее; при наличии объединяющего начала в обществе – ценности долга по отношению к государству, Родине большой, включающей в себя и малую – семью, род, племя, верность неким общественным идеям, системам идей – например, религии, церкви, т.е. ответственность человека перед обществом в целом и его частями. Эти ценности свойственны человеку социальному, человеку как части общественных систем. Антропология учит, что человек стал человеком тогда, когда научился создавать первые коллективы, группы с подчиненностью одного члена группы интересам всего сообщества. Это было необходимо для выживания одного - ибо только в сообществе себе подобных человек мог бы выжить. В процессе социализации отношения в человеческих сообществах все более усложнялись, наполнялись новым содержанием – возникали новые ценности, уже не непосредственно необходимые для выживания отдельного лица, но являющиеся продуктом сложных общественных отношений. Это и есть долг, честь, ответственность, верность, бескорыстная дружба и бескорыстное чувство – любовь, наконец, патриотизм, солидарность, взаимопомощь и взаимовыручка (назовем их коллективной ответственностью).
Назовем их ценностями первого порядка и ценностями второго порядка. Именно они определяют цели в жизни, сам ее смысл.
Существует понятие «эгоистичный человек». Это человек, для которого определяющими являются ценности своего «я». Однако, это не означает, что это всегда «шкурные» интересы, например, сохранение своей жизни, жизни своего потомства. Вернее, не только эти интересы. Они присущи всем здоровым людям. В свое «я» сам человек, как продукт социальных отношений, может включать и нечто большее, то, от чего чувствует свою зависимость, то, по отношению к чему ощущает ответственность. Например, различные социальные группы, само общество, все государство (патерналистское мироощущение). Ощущая себя частью целого, человек включает в свое «я» и интересы этого целого.
Собственно, подобные ценностные ориентиры нельзя рассматривать в категориях «плохого» или «хорошего» поведения. Это поведение человека. Оно рационально как поведение человека. Если человек отдает свою жизнь за свою страну – его поведение разумно и рационально, так как оно ведет к защите системы, защищающей в свою очередь его семью, род, нацию. Если человек жертвует собой или чем-то для себя лично очень важным во имя чего-то общего, целого, объединяющего – это поведение Хомо сапиенс. Это разумность. Это ее наивысшее проявление.
Общество, в котором количество людей, не способных к мышлению в категориях «общих» ценностей, неизбежно рано или поздно придет к упадку и исчезнет, поглощенное более солидарными обществами.
Самое высшее достижение человека как существа разумного и социального – государство. Существовало много форм государственности, на протяжении истории сменяли друг друга царства, империи, королевства, различные конфедерации и союзы… Высшая форма испытания устойчивости любого государства – война. Собственно, вся история государств – история непрерывных войн, в которых могли уцелеть не просто самые сильные в экономическом и военном смысле, но те, которые основывались на наиболее солидарном обществе. Ибо оно, сплачиваясь перед лицом единой опасности, представляло собой силу, могущую переломить любую военно-экономическую мощь. Именно такое общество, такое общественное устройство, позволяющее устоять перед лицом врага и защитить своих отдельных членов, человек считал справедливым. Ибо как считать справедливым общественное устройство, не могущее дать человеку защиты перед самым страшным – перед врагом, пришедшим отобрать его землю и его свободу?
Итак, мы видим, что ценности второго порядка позволяют, будучи ценностями всего общества, ставить высшие цели для человека как существа разумного и социального – построение и устойчивое существование и развитие отдельно взятого общества и его формы организации – государства.
Эти ценности, таким образом, являются наиболее разумными во всех смыслах.
Сейчас, к сожалению, в нашей стране возобладали другие ценности. Это ценности первого порядка, пропагандируемые в масштабах всего общества. Если они станут в нашем обществе определяющими, мы погибнем. Уроки истории нужно помнить.
Категория: Статьи | Добавил: Boris (20.09.2006) | Автор: Mazur
Просмотров: 623 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright Сверхчеловек.юкоз.ру © 2006-2024