Человек
Необходимость или Свобода?
кто я? куда иду? в чем цель?...
Пятница, 17.05.2024, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Категории Журнала
Все категории
Статьи Новостей [14]

Начало » Статьи » Новости » Статьи Новостей

Левое и правое полушария головного мозга
Одно из главных открытий последних лет связано с деятельностью полушарий головного мозга. Доктор Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премией, первый дал объяснение специфики функционирования двух долей мозга.

Наши полушария "работают" по-разному. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей, тогда как правое полушарие контролирует инициативу и творчество.
Правое полушарие делает все сразу, целостно, ищет и устанавливает связи инстинктивно, интуитивно, предпочитает образы, помогает нам в понимании метафор и в восприятии юмора. А на чем же основана интуиция правого полушария? Часто на фактах, проанализированных левым полушарием. Левая доля предпочитает последовательности, выделяет детали, стремиться к классификации информации, делает конкретные выводы, устанавливает причинно-следственные связи, любит грамматику и слова.
Правая доля мозга существенно превосходит левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, в опознавании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части: в частности, в опознавании человеческих лиц и эмоциональных выражениях на этих лицах.
Оба полушария выполняют равно важные функции. Левое упрощает мир, чтобы его можно было легко проанализировать и соответственно повлиять на него. Правое полушарие схватывает мир таким, какой он есть и тем самым преодолевает ограничения, накладываемые левым.
Без правой (творческой) доли мозга мы бы превратились в высокоразвитые компьютеры, в счетные машинки, тщетно пытающиеся приспособить многозадачный мир к своим ограниченным программам. Поэтому все попытки ученых создать искусственный интеллект увенчались провалом, так как моделировалось только левое (логическое) полушарие головного мозга.
Мозг и тело связаны наоборот, то есть правое полушарие контролирует левую половину тела, а левое - правую половину. Поэтому говорят, что левши - творческие, а правши - логичные.
У большинства людей доминирует определенное полушарие. Это связано с особенностью образовательных систем: тренировать какое-то из полушарий в большей мере. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. Например, в математических школах мало развивают творческое мышление, хотя математика - самая творческая наука. А в музыкальных школах или в консерваториях редко тренируют логическое мышление. В результате у многих людей развито только одно полушарие.
Это ущемление можно легко убрать, ведь наши умения тренируются практикой. Леонардо да Винчи, например, научился управлять в равной степени обеими руками, то есть он был левшой и правшой одновременно.
Есть более простые упражнения по оптимизации двух полушарий с тем, чтобы сделать себя более гармоничной личностью. Вот простейшее из них, которое можно выполнять в любое время: встаньте, выпрямите спину, поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. Опустите левую ногу, поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе. В начале у людей, у которых развито только одно полушарие, это упражнение может не получиться в быстром темпе. Поэтому начинайте делать его медленно, постепенно увеличивая темп.
Попеременно дотрагиваясь руками до противоположных колен, вы одновременно включаете в работу оба полушария и тем самым тренируете их к более гармоничной работе.
Желаю вам гармоничной, совершенной работы обеих полушарий.

автор: Simen

Рост Мозга.

Каждый день Глен Макнейл проводит шесть-семь часов, проезжая по улицам Лондона на мотоцикле с прикрепленной к рулю картой. Глену 28 лет, он многие годы тренирует свою память, чтобы получить зеленый значок лондонского таксиста.

Если мечта Глена сбудется и он пойдет по стопам отца – станет таксистом, то, волне вероятно, это произойдет потому, что его мозг увеличится в размерах. По крайней мере, одна его часть. Это гиппокамп (отдел мозга), часть лимбической системы, которая отвечает за выполнение многих функций памяти и обучения, в том числе за восприятие пространственных отношений окружающего мира.
Опубликованные в 2000 году результаты исследования мозга лондонских таксистов, проведенного в Университетском колледже Лондона с помощью магнитно резонансной томографии, показали, что у них увеличена задняя часть гиппокампа. Таким образом, под сомнение было поставлено утверждение, что мозг взрослого человека не может расти. Однако если где-то прибавляется, то где-то должно и убавиться: передняя часть гиппкампа у обследованных лондонских таксистов в среднем меньше, чем у обычных людей. Очевидно, интересы окружающих участков мозга были принесены в жертву тому, чтобы запомнить подробную карту Лондона.
А могут ли у взрослых расти другие участки мозга? Исследование, проведенное недавно. Немецкими учеными, показало, что у людей, в течение трех месяцев обучавшихся жонглировать, увеличилось количество серого вещества в двух участках, связанных со зрительным восприятием и моторикой. Однако если они прекращали тренировки, эти участки снова уменьшались. Но опыты с таксистами и с жонглерами не помогли понять, за счет чего происходит рост мозга: благодаря реорганизации существующих рефлекторных дуг, из-за увеличения соединений между нейронами или же из-за образования новых нейронов. Последняя возможность до недавнего времени казалась самой невероятной. Но в 1998 году Фре Х. Гейдж из института Салка (Ла-Джолла, Калифорния) доказал, что в гиппокампе взрослого человека могут образовываться новые клетки. Гейдж уверен, что стволовые клетки, которые способны превращаться в нейроны, могут существовать и в других областях мозга. Понимание механизма такой регенерации нервных клеток сможет помочь в лечении заболеваний мозга, связанных с разрушением нейронов.
А Глену Макнейлу еще предстоит немало поработать над своим гиппокампом. Его ожидают три экзамена на знание улиц Лондона, а затем ему придется доказать, что он хорошо знаком и с пригородами столицы.

Не страшно?
Мир – очень опасное место. По крайней мере, был таким раньше, в доисторическую эпоху, когда формировался человеческий мозг. Вокруг было полно ядовитых змей, рычащих зверей, хищных птиц и прочих напастей. Те люди, которые не задумываясь, бежали от этих опасностей, выживали, а те, кто предпочитал сначала подумать («Может быть, это безобидная змея, но что это она так извивается»), жили недолго и не успевали передать свои гены потомкам.
Таким образом, в те далекие времена естественный отбор привел к тому, что мозг наших предков выработал инстинктивную реакцию страха на подобные опасности. С другой стороны, эксперименты показали, что обезьяны, выросшие в лаборатории никогда не видевшие змей в естественных условиях, не выказывали при виде их ни малейшего страха, так же как и этот младенец на фотографии, беспечно устроившийся на свернувшемся в кольца питоне, длина которого – три с половиной метра. (на фотографии в журнале) Так является ли страх перед змеями врожденным или же мы приобретаем его с опытом.
В восьмидесятых годах двадцатого века исследователи из Висконсинского университета (город Мадисон) провели серию экспериментов, в ходе которых сравнивали реакции обезьян, выросших в лаборатории и рожденных на воле. Лабораторные животные, не испытывавшие страха перед змеями, начинали их бояться после того, как видели (вживую или на видеозаписи) паническую реакцию своих диких сородичей. Но когда запись смонтировали так, что изображенные на ней дикие обезьяны стали демонстрировать ужас перед цветами, лабораторные животные не последовали их примеру.
Представляется, что в мозге приматов заложена предрасположенность к страху перед естественными опасностями, а не склонность к тому, чтобы учиться бояться безобидных вещей. Однако для того, чтобы этот механизм сработал, необходим соответствующий опыт. Подобно тому, как лабораторные обезьяны научились боятся змей, этот ребенок, вполне вероятно, тоже начнет опасаться, наблюдая за другими людьми.
Не так давно ученые обнаружили, что ключевую роль в ощущении страха играет небольшая часть лимбической системы мозга, называющаяся миндалевидным телом. По всей видимости, этот орган осуществляет претворение чувства страха в действие путем. Кора мозга непрерывно получает множество сигналов от глаз, ушей и других органов чувств. По одному из двух упомянутых путей поток подробной обработанной информации поступает от соответствующих участков коры к миндалевидному телу, которое сортирует эту информацию. В первую очередь обрабатывается та ее часть, которая связана с тревожными или иными эмоциональными раздражителями.
По другому пути информация за секунду или даже за более короткое время проходит путь от органов чувств через подкорку напрямую в миндалевидное тело, полностью минуя кору. Сотые доли секунды в некоторых ситуациях могут спасти жизнь.

Из журнала “National Geographic” за этот месяц.

To be continued…

chuchabaka
http://www.livejournal.com/users/chuchabaka/5547.html#cutid1

Категория: Статьи Новостей | Добавил: Boris (20.09.2006)
Просмотров: 889 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 1
1 FlidsFetFueft  
0
Просто хорошая страничка

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright Сверхчеловек.юкоз.ру © 2006-2024